Школьный музей истории села  Горный Щит 

Два века добра и мудрости

 

   ИСТОРИЯ ГОРНОЩИТСКОЙ ШКОЛЫ

   ИСТОКИ

  В начале XIX века основным занятием жителей Горного Щита был крестьянский труд: они выращивали хлеб, овощи, держали скот. Кроме того, жители села занимались горным делом, добывали руду, мыли золото, рубили лес, занимались извозом.
  Много людей было занято на добыче и обработке мрамора. До 1806 года в окрестностях Горного Щита работала гранильная и шлифовальная фабрики, где числились 19 мастеровых. Четыре года спустя эти фабрики по обработке мрамора получили высочайший статус и стали называться Горнощитским мраморным заводом.
  Для завода нужны были грамотные специалисты, горных дел мастера.
К этому времени в селе была открыта школа. Первое упоминание о горнощитской школе относится к 1817 году. Данный факт описан в Заметках Николая Зюзева по истории Полевского района.
  С этой даты мы ведем отсчет истории Горнощитской школы.

Вопрос: сколько же лет нашей школе?
Ответ: если считать целыми учебными годами, то в 2022-2023 учебном году ей исполнилось 205 лет.

 

  Выпускники горнощитской школы становились специалистами горного дела. Горнощитские художники-камнерезы, мраморных дел мастера работали по заказам архитектора Растрелли, их творения украсили парк Царского Села. На заводе изготовлялись пьедесталы, камины для Мариинского дворца в Петербурге, вазы для Петергофа, архитектурные детали для Московского кремля, дворцов Петербурга и Петергофа. Солидной работой явился памятник Ермаку в Тобольске, открытый в 1835 году.

  Нам немного известно о школе XIX века.
  В 1886 году было проведено обследование здания школы.
  Деревянное здание числилось казённым. В школе была одна классная комната, где один учитель занимался с учениками трех отделений. В младшем отделении занимались 17 мальчиков, в среднем – 27. В старшем отделении тоже были одни мальчики, а девочек не было совсем. Всего на одного учителя приходилось 50 учащихся.

Вопрос: сколько мальчиков было в старшем отделении?
Ответ: 6 мальчиков.


  В году было 184 учебных дня.
  А в наше время дети учатся 243 учебных дня в течение года.
  Таким образом, в конце XIX века ребята учились на целых 2 месяца меньше.

Вопрос: почему в старые времена учебных дней в году было намного меньше?
Ответ: дети рано начинали трудиться, семьям нужны были рабочие руки.

 

НАЧАЛО ХХ ВЕКА
 Перепись населения 1908 года гласит: «Горнощитское начальное училище готовит мастеров по обработке мрамора».
В музее есть Свидетельство об окончании училища от 30 августа 1907 года, данное Политову Григорию Васильевичу.


Его праправнуки учатся в нашей школе.

  А ещё есть удивительный экспонат с интересной судьбой.
  Это печать начального училища. Её ставили на важные документы. Возраст этой печати примерно такой же, как у Свидетельства – ей более 100 лет. Интересна история находки этого экспоната. Печать найдена и передана в музей жителем Горного Щита.


В 1928 году школа имела два здания, которые назывались Красная школа и Белая школа.
Где располагались эти здания, неизвестно, но можно предположить, что в центре села.
Вопрос: как вы думаете, из чего могли быть построены Красная школа и Белая школа?
Ответ: красная, предположительно, из красного кирпича, а белая – это отштукатуренное и побеленное здание.

  В первом классе было 2 группы, во втором, третьем и четвертом – по одной.
  В школе работали два учителя, обучались 192 ученика.


30-Е ГОДЫ

Фото 30-х годов. Учитель Евдокия Васильевна

  1931 год – открыта школа колхозной молодежи (ШКМ) с трудовым обучением.

Вопрос: как вы думаете, какие специальности могла осваивать колхозная молодежь?
Ответ: трактористы, растениеводы, животноводы, строители.

Фото 30-х годов.

Горнощитская школа стала семилетней. Школа, как и прежде, располагалась в нескольких зданиях, а первым директором была Лиханова Екатерина Николаевна. Первый выпуск новой школы состоялся в 1934 году.
  Число учащихся росло. И в 1937 году силами народной стройки построено двухэтажное деревянное здание.
  А что означает «силами народной стройки», спросите вы. Ответ прост.
  Колхозники, жители села после работы и в выходные дни строили школу для своих детей. Заготавливали лес, катали бревна, пилили доски, делали двери и рамы. И вот в селе открылась новая школа.

Руководили строительством Осетров Алексей Андреевич и председатель сельского совета Чулочников.
Возле школы посадили сквер – акации и липы. До сих пор эти деревья украшают центр нашего села. 

Фото 30-40-х годов.

 

40-Е ГОДЫ
  В начале 1940–1941 учебного года в горнощитской школе числилось 557 учеников. Но уже в следующем 1941–1942 учебном году число учащихся значительно уменьшилось – их осталось всего 316 человек.

Вопрос: как вы думаете, почему стало меньше учащихся?
Ответ: главной причиной сокращения числа учащихся стала война.

Фото. Ведомость успеваемости класса за 4 четверть 1939-1940 г

 

Фото. Табель успеваемости и поведения Масловой Мани 4 кл. 1940-1941 г.  

 

Фото. Ведомость оценки знаний и поведения Политовой Шуры 6 кл. 1939-1940 г.  

 

1941 год. На фронт ушли учителя и выпускники школы – более 100 человек.
  В голодные военные годы учителями работали молодые девчонки, только что окончившие школу или училище. Вместе со школьниками они помогали в колхозе, на полях. Тяжело было смотреть в голодные глаза детей, видеть горе многих семей, получивших похоронки.
  Детям тоже было трудно – нужно было совмещать учебу с работой в колхозе. 
  Чтобы понимать всю тяжесть войны, можно прочесть контрольные работы учеников 3 класса.

Контрольная работа.
«В школе лысый немец брал у ребят кровь, чтобы переливать кровь раненым. Оттого и умерла маленькая Липочка, дочь учительницы. Тихо ступая, чтобы не скрипели половицы, Андрейка вошёл в комнату. Немец, занятый своим делом, не обернулся. Андрейка вынул колун и с размаху ударил немца».

Контрольная по математике.

  В музее хранится классный журнал 6"В" класса 1939-1940 года.
В нем имена тех, кто после выпускного вечера ушел добровольцем на фронт, почувствовав на себе дыхание войны и сполна испытав все тяготы военного времени.


  Самое трудное – мучительное ожидание вестей с фронта.
  Многие мальчики ушли на фронт почти сразу после учебы и погибли смертью храбрых в боях за Родину.

  Более 600 горнощитцев, в их числе выпускники школы, ушли на защиту Родины, только 310 вернулись домой, многие были ранены, контужены.


Фото. Красноармейская книжка Костарева Максима Павловича 1941 г.

 

50-Е ГОДЫ
  После войны в школу пришли учителя-фронтовики. Авторитет их был непререкаемым. Уважительное отношение к подвигам людей, живущих рядом, к истории своей страны, малой родины пронизывало дух школы.

  В 1955 году горнощитская школа преобразована в среднюю с десятилетним сроком обучения. Директор школы – Нудьга Андрей Степанович. Первый выпуск 10 класса состоялся в 1957–1958 учебном году.


Фото. Учительская тетрадь 1958 г.

 

60-Е ГОДЫ
  К 60-м годам деревянное здание школы уже не могло вместить всех учеников. Школа была переполнена, приходилось учиться в 3–4 смены. 

  Занятия в сменах начинались с 8.00, с 11.30, с 15.00. А с 19 часов в этих же классах занимались учащиеся вечерней школы – взрослые, которые получали среднее образование.

 Фото. План учебно-воспитательной работы на 1964-1965 г

 

В 1965–1966 годах школьный стадион превратился в строительную площадку.

Фото. Строительство нового здания школы 1965-1967 г

  Активными помощниками в строительстве стали учителя, ученики и родители. В 1967 году новое кирпичное трёхэтажное здание встречало учеников горнощитской школы. Директором школы стала Медведева Раиса Ивановна. 


Фото. 1 сентября 1967 г.

1 сентября на линейке специалисты Строительного управления № 11 г. Свердловска торжественно вручили школе символический Ключ к знаниям.

Ученики младшего звена продолжали заниматься в здании старой деревянной школы. С этого времени школа перешла на односменное обучение.

 

70-Е, начало 80-Х ГОДОВ
Школьная жизнь по-прежнему была интересна и разнообразна. Ярко жила комсомольская организация и пионерская дружина. В 1963 году пионерская дружина заслужила высокое звание – ей было присвоено имя героя Великой Отечественной войны.

 

Вопрос: а знаете ли вы, кто такой Александр Матросов?
Ответ: да, это Герой Советского Союза. Звание ему присвоено посмертно в 1943 году. Его подвиг говорит о великой отваге человека. Выполняя задание, он уничтожил вражеский дзот, прикрыв огонь пулемета противника своей грудью. Тем самым он обеспечил беспрепятственное наступление наших  войск.

  Пионеры и комсомольцы школы решили больше узнать о подвиге героя. В 1973 году была организована экспедиция на место его подвига.

 

  После этой поездки нашей комсомольской организации было присвоено имя героя Советского Союза Александра Матросова: это был заслуженный результат активной поисковой работы. Руководила экспедицией Землякова Галина Дмитриевна.



  В это время в нашей школе появился музейный уголок. Этот факт можно считать рождением музея. В 2023 году ему исполнилось 50 лет.

 

  Многие ребята и не слышали, что такое пионерская дружина, комсомольская организация.
Попробуем представить вместе.


  В 1–4 классах ребят принимали в октябрята. Им вручали красивый значок – звездочку. С этого момента ребята становились настоящими помощниками в различных делах – они могли стать юными цветоводами, санитарами, художниками и т. д.
  Класс делился на небольшие группы – звездочки, в каждой звездочке было по 5–6 человек, из них выбирался командир. Каждая звездочка выполняла различные поручения, полезные для класса дела. 

  В четвертом классе, когда школьнику исполнялось 10 лет, его могли принять в пионеры.

  Пионер – это значит первый. Он успевает всюду: на кружок, на сбор металлолома, на уборку территории, на помощь людям. Вступая в ряды пионеров, каждый давал клятву, ему повязывали красный пионерский галстук.
  Каждый класс – это отряд. Отряд делится на звенья по 7–10 человек. В звене выбирается командир, в то время его называли звеньевым.

  В каждом отряде есть знаменная группа, горнисты, барабанщики и, конечно, председатель совета отряда.

  Пионерские отряды выполняют много полезных дел. И если отряд дружный и сплоченный, то он может начать борьбу за право носить имя героя.

  Из воспоминаний выпускницы школы. «Наш отряд носил имя Зои Космодемьянской. Вы знаете, что эта девушка попала в плен к фашистам и выдержала жесточайшие пытки, не выдав своих сослуживцев. Она была казнена. Отряд, чтобы заслужить право носить её имя, участвовал в трудовых делах школы, смотре строя и песни, «Зарнице».


  С 4 класса ребятам был знаком труд с весны до осени.
  Школьники сажали лук в совхозе, пропалывали овощи на полях, убирали картофель, свеклу, турнепс. В 7-м классе ребятам доверили целую огуречную теплицу. И в течение лета девочки самостоятельно делали все, от посадки до сбора урожая».

  Имена героев могли носить только самые активные отряды.
  Все отряды входят в одну дружину. В дружине пионерами выбирается председатель Совета дружины из числа смелых, активных пионеров.

Вопрос: запомнили ли вы героя, имя которого носила наша дружина?
Ответ: имя Александра Матросова.

  Праздники пионеров были очень красивыми, торжественными.

Вопрос: какие атрибуты использовали пионеры в своих ритуалах?
Ответ: горн, барабан, галстук, флаги, знамя.

С 14 лет пионер мог вступить в комсомольскую организацию. Для этого нужно было выучить Устав, жить и вести себя, соблюдая правила Устава.

Комсомольцы – это старшеклассники. Они вели общественную работу в школе, проводили различные сборы, трудовые десанты.


  На базе старших классов в школе была создана производственная бригада овощеводов и механизаторов, руководителем которой был учитель биологии Манеев Михаил Алексеевич. Результатом ее работы стало участие в Выставке сельскохозяйственной продукции на ВДНХ в г. Москве. 

 

80-Е ГОДЫ
  Каждое десятилетие оставляет в истории учебного заведения свой неповторимый след. В славные страницы летописи школы по праву вписана «Вахта памяти» (г. Екатеринбург), тимуровская работа, шефство над младшими школьниками, пионерские и комсомольские слеты, коммунистические субботники, сбор металлолома и макулатуры, маевки, взаимодействие с шефствующими предприятиями: совхозом «Горнощитский», ПМК-2, лесничеством, лесхозом «Свердловский», плодопитомником «Уральский».

 В 1985 году агитбригада «Непоседы» (руководитель – Ионина Надежда Александровна) стала победителем районного, городского, областного конкурсов, посвященных 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, лауреатом Всесоюзного конкурса агитбригад в «Орленке». А члены студии прикладных ремесел (руководитель – Танкова Галина Григорьевна) – дипломантами конкурса ВФАК ЮНЕСКО.

 В 1985 году школьное лесничество стало победителем городского смотра, в 1986 году – лауреатом Московского фестиваля лесоводов России.

1986 год. У школы очередное новоселье! Возведен пристрой школы.

 

Директором в это время был Федор Борисович Адуллин. К трехэтажному кирпичному зданию, ставшему основным, пристроено новое – с библиотекой, актовым залом, малым спортивным залом, зимним садом, просторным фойе, собственным гаражом и кабинетом тракторного дела. Мальчики обучались там профессии механизатора.


В 1988 году музею выделили помещение, и он пополнился новыми экспонатами. Основная заслуга принадлежит двум педагогам: это учитель истории, фронтовик Чернавских Александр Андреевич и Девяткова Алевтина Калиновна. Именно благодаря этому учителю в музее так много фотографий, старинных экспонатов, оформлены экспозиции «Наши земляки – защитники Родины», «Русская изба».

 

 

90-Е ГОДЫ
  Годы перестройки тоже оставили след в истории нашей школы.
В 1997 году на территории села был создан единый образовательный системокомплекс, носящий емкое название «Школа-сад». Комплекс включал в себя два детских сада и школу. Директором его была Булыкина Надежда Алексеевна.
 
В школе работает много учителей – выпускников школы. Происходят изменения в методиках преподавания.

 

  2000-е годы также принесли много обновлений. Это введение ЕГЭ, информатизация школы. Школа становится победителем всероссийского конкурса «Лучшая школа России».
  Формируются традиции школы, которые живут в коллективе и помогают создавать особую атмосферу и в будни, и в праздники.

  Меняет свой облик актовый зал.


 

  Музей совершенствует свою работу. Оформлены новые экспозиции. Среди выставок появляется экспозиция «История школы», продолжает свою работу группа "Поиск", под руководством Лихачёвой Алевтины Николаевны. Группа "Поиск" не раз была победителем в районных, городских, областных конкурсах.

 

 Открывается мемориальная доска, посвященная выпускнику школы воину-интернационалисту Каримову Эдуарду.
  Благоустраивается школьная территория: стадион, зеленые зоны школьного двора, теплицы. 
Появляется кабинет IT, где ребята осваивают современные цифровые технологии.

 

Но самое главное достояние нашей школы – это, конечно, люди, педагоги.
Особую гордость вызывают школьные династии.

 27 лет руководила школой директор Надежда Алексеевна Булыкина.

  Сегодня две её дочери работают в школе: Татьяна Юрьевна Агалетдинова – учитель информатики, Алена Юрьевна Сазонова – заместитель директора.

 

Фото. Надежда Алексеевна Булыкина.

  Татьяна Юрьевна Агалетдинова

  Алена Юрьевна Сазонова

Две родные сестры Надежды Алексеевны тоже работают учителями. Всего педагогический стаж этой династии составляет 170 лет, из них 46 лет педагогического стажа принадлежит Надежде Алексеевне.

 

Есть в школе и другие династии. Это учитель русского языка и литературы Татьяна Иннокентьевна Чухарева и её мама – учитель начальной школы Анна Ефимовна Реннова.

Фото. Татьяна Иннокентьевна Чухарева

  Анна Ефимовна Реннова.

  Это мама и дочь Михалевы: Ирина Владимировна, учитель истории, и Людмила Андреевна, учитель математики.

Фото. Ирина Владимировна Михалева

  Людмила Андреевна Михалева

Это мама и дочь – учитель математики Елена Владимировна Дворецкая и учитель начальных классов Юлия Юрьевна Канипова

Фото. Юлия Юрьевна Канипова

  Елена Владимировна Дворецкая

 

Это отец и дочь - Александр Кузьмич Берсенев, учитель русского языка и литературы и Надежда Александровна Ионина, педагог дополнительного образования.

Фото. Александр Кузьмич Берсенев 

  Надежда Александровна Ионина

 

На сегодняшний день в школе работают 22 выпускника горнощитской школы.

Среди них и нынешний директор Наталья Степановна Обожина.

Фото. Наталья Степановна Обожина.


В год педагога и наставника (2023г.) важно помнить, что жизнь человека питается из детства. И важно, кто станет этим наставником. Судьба будущего поколения формируется сейчас. Пусть прочные узы педагогов-профессионалов и их учеников помогут стране быть сильной и процветающей.


 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.И. Байдин, В.Ю. Грачёв, Ю. В. Коновалов, А.Г. Мосин  «Уктус, уктусский завод и его окрестности  в  XVII - XVIII», 2011г  
2. Сергей Богомолов "Из истории Полевского района". http://nedv.info/articles/8894.html
3. Н.С.Корепанов  "Первый век Екатеринбурга", 2005г
4. Николай Кулешов "Горных заводов щит", "Домострой". № 4, 2001 (16)

5. Н. Ф. Зюзев "Заметки по истории Полевского района", 1973г 
6. Фонды музея.


 

Дата последнего обновления страницы 10.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»